17.04.2009 - «В грязный сосуд что ни влей, непременно прокиснет. Нужны новые технологии для выпуска более экологичных автомобилей»

Сюжет апокалипсиса, при котором машины начинают убивать своих создателей, из области зловещей фантастики постепенно перемещается в область реальности. Избежать техногенной катастрофы, вызванной большим количеством автомобилей, можно различными способами. Один из главных заключается в принятии жестких экологических законов. О том, что сегодня делается для защиты российского общества от машин на законодательном уровне, корреспонденту "Ъ-Авто" рассказала Наталья Комарова, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

— Насколько велико влияние автомобильной промышленности и автомобильного парка России на состояние экологии в стране?

— В среднем по России вклад автотранспорта в загрязнение воздуха составляет 40-45%, а в крупных городах — до 90%. Для сравнения: выбросы в атмосферу от нефтеперерабатывающей промышленности, цветной металлургии и электроэнергетики в сумме образуют около 30% загрязнений. Доля транспорта в шумовом воздействии на население составляет 85-95% на различных территориях. Все это создает реальную угрозу здоровью людей.

— Можно ли согласиться с мнением, что проблемы экологии и энергосберегающих технологий для России, учитывая ее просторы и запасы, не так важны, как для Европы?

— Согласиться с этим равносильно тому, что жить по принципу "после нас хоть потоп", лишить миллионы людей права дышать свежим воздухом, ограничить в ресурсах развития экономику страны. Уже сегодня около миллиона россиян живут в зонах экологического бедствия. В 140 городах, где в общей сложности проживает около 60 миллионов человек, уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. Свыше 80 миллионов россиян не имеют возможности пользоваться качественной водой. И это лишь несколько экологических "болезней" нашей страны.

О том, насколько жизненно необходимо "понуждать" к энергосбережению, не откладывая эти задачи в долгий ящик, говорит хотя бы то, что сегодня около 35% энергоресурсов мы теряем из-за расточительства, использования устаревших технологий. Наша страна имеет запредельную энергоемкость экономики, которая превышает более чем вдвое аналогичный показатель в США и более чем в три раза — в развитых странах Европы и в Японии.

Прямое следствие такой бесхозяйственности — усиление нагрузки на окружающую среду, ведь именно добыча, транспортировка и использование природных ресурсов формируют более 50% общего загрязнения атмосферы, водных объектов и земель.

Таким образом, обе задачи — снижение энергоемкости экономики и обеспечение экологической безопасности — взаимосвязаны и требуют безотлагательного решения. Поэтому сегодня мы готовим ко второму чтению два во многом революционных законопроекта — "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики", которые призваны стимулировать природосберегающие технологии через налоговые, тарифные, бюджетные и другие механизмы.

Полный текст интервью:

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1144124&NodesID=4